ТЕХНОЛОГИИ

Проект Hyperloop от Илона Маска обретает свой облик

Сейчас, когда весь мир пытается снизить объёмы выбросов, появление новых видов транспортных средств
имеет огромное значение.
29 сентября, 2016
Почти все жители развитых стран знают, что такое – застрять в пробке на перегруженной дороге.
Однако не каждый человек – Илон Маск, влиятельный венчурный инвестор, один из основателей проекта SpaceX. Именно он вдохновился на организацию глобального проекта по разработке быстрых, экологически чистых решений для путешествий на поезде.

Так появился амбициозный проект Hyperloop – новое переосмысление традиционного поезда, на которое ставят финансовые партнёры и группы разработчиков по всему миру. В основе проекта - пассивная магнитная левитация. Соревнование за реализацию технологии Hyperloop объединила множество стран. Примером может служить Словакия, где команда компании American Hyperloop Transportation Technologies, основанной Маском, уже договорилась о размещении конечного продукта в нескольких городах. Не отстают и европейские партнёры во Франции, Германии и Швейцарии (Hyperloop One), которые вместе с калифорнийцами построили испытательный маршрут для поездов, которые парят над рельсами в капсулах и могут достигать скорости до 1127 км/ч.
Фото: Wikipedia
Проект Hyperloop привлёк внимание университетов, в частности, разработки Массачусетского технологического института, заняли первое место в конкурсе Маска SpaceX.

Задачей конкурсантов SpaceX было создание концепции транспортного средства в рамках известной технологии Hyperloop, но на шаг ближе к реальности. Исходный проект Массачусетского технологического института, который был представлен в прошлом году многопрофильной группой из 28 студентов, специализирующихся в аэронавтике, машиностроении, электротехнике и бизнесе, включал дизайн пассажирской капсулы, основанной на двух рядах 20 неодимовых магнитов, которые удерживают её на 15 мм выше трассы на крейсерской скорости.
Капсула оснащена опорными рельсами из алюминия и монтажными кронштейнами, а сам корпус выполнен из тканого углеродного волокна. Основной компонент тормозной системы – магниты. Способность Hyperloop к левитации основана на понимании магнитной сборки Халбаха – специальной конфигурации магнитов, которые «меняют» силу магнитного поля. Для создания тяги поезда Hyperloop вдоль путей используется принцип, открытый физиком Клаусом Халбахом и первоначально используемый для фокусировки пучков ускорителя элементарных частиц и достижения сверхскоростей.
Фото: Dezeen Magazine
В существующей модели под названием Inductrack используются магниты, вызывающие ток в рельсовой цепи, который, по мере движения поезда, "отталкивает" магнитные элементы капсул и вызывает левитацию. Магниты не требуют энергии для создания магнитного поля, однако источник энергии необходим для начала движения и преодоления аэродинамического сопротивления с переходом в состояние левитации. Однако наличие столь мощных магнитов неизбежно вызывает вопрос: каким образом защищать пассажиров с кардиостимуляторами?

Другие вопросы, по данным Департамента США по энергетике, в основном заключаются в том, как использовать эту технологию в других областях. Речь идет, например, об освоении космоса (сокращение расходов на топливо при пуске ракет) или безопасных горнодобывающих машинах, которые не вызывают искр. Одна из наиболее интересных возможностей – это междугородные грузовые перевозки с использованием контейнеров, способных перемещаться по подземным тоннелям, похожих на пневмопочту.

Но для команды Массачусетского технологического института и других организаций, сосредоточенных на концепции Маска, сам поезд – главный приоритет. Пассажирская капсула студентов из Массачусетса, парящая над алюминиевыми путями, остаётся в процессе разработки, поскольку учёные пытаются предусмотреть любые факторы, влияющие на производительность (например, изменение скорости, вибрацию и бесчисленное множество других). Они также работают над тем, чтобы сделать изобретение доступным для внедрения реальных улучшений на железных дорогах в городах.
Фото обложки: Numerama