ДИЗАЙН

Биоклиматическое проектирование и его преимущества

Городские пейзажи, словно живые,
они постоянно меняются в городах по всему миру
27 июля, 2016
Перемены особенно заметны в Париже, где среди прочего разрабатываются проекты строительства железной дороги Grand Paris Express, обустройства «водной магистрали» на Сене и проект «Новый Париж».
Фото: Loci Anima et Gianni Ranaulo Architecte Designer
Через некоторое время здесь появятся новые здания на 23 площадках, экологически чистые, основанные на рациональном подходе к проектированию и дизайну.

Среди прочих проектов можно выделить «Новую среду», представленную командой Loci Anima Architectures. Это концепция культурного центра и арт-пространства, где под одной крышей объединены гостиница для художников, офисные помещения для компаний, связанных с искусством, а также ресторан и сад на крыше. Примечательно, что план также учитывает наличие биоклиматического фасада из белых алюминиевых «листьев», выполненных в виде сценического занавеса. Эти листья пропускают мягкий свет, и образуют «зелёную стену» из мелких листьев и мха.
Поскольку архитекторы и строители пребывают в постоянном поиске решений, позволяющих их зданиям функционировать максимально эффективно в любых условиях окружающей среды, выбор алюминия является лучшим вариантом для повышения энергоэффективности. Алюминий, стекло, керамика и сталь – широко распространённые материалы, однако принципы биоклиматического проектирования не ограничиваются лишь их подбором. Когда речь идёт о вентиляции в условиях тропического климата, то, как правило, сразу встаёт проблема минимального использования материалов, их оптимальной компоновки и перфорирования для улучшенного естественного охлаждения (метод, применяемый в Индонезии). И тут грамотное размещение здания может помочь получить максимальную выгоду от прохладного ветра или доступной солнечной энергии.
Фото: Mansyur Hasan
Биоклиматические принципы по-разному применяются во всем мире именно потому, что они зависят от конкретных условий. Многие из сегодняшних «инноваций» – это возврат к интуитивным практикам прошлых веков, к временам до появления электричества и кондиционеров. Например, фазенда в Испании проектировалась с толстыми стенами и небольшими, выходящими на юг окнами, чтобы предотвратить нагрев внутреннего пространства. Изогнутые крыши в азиатских странах (Китай и Япония) способствовали естественному сходу снега, не позволяя ему скапливаться. В Скандинавии дома из дёрна, строившиеся несколько веков назад, были первыми жилищами, где растительность стала одной из важных частей сооружения: сейчас этот принцип используется для создания зелёных стен и садов на крыше.

Уже в наше время идея адаптации за счёт проектирования возродилась в Южной Америке в 1960-е годы благодаря Виктору Олгиаи. Биоклиматический дизайн создаёт ощущение переплетения стилей. В Париже, например, алюминиевые «листья» проекта «Новая среда» двигаются, создавая эффект занавеса для центра искусств, а на другом континенте, или в другой культуре, или даже в зданиях в одном городе, но с разным назначением, методы адаптации к климату будут учитывать способы функции сооружения.
В Хьюстоне, штат Техас, где власти давно собирались заменить устаревшие городские пожарные станции, был построена Станция №27, сертифицированная LEED (Сертификация по экологическому строительству) и отделанная красными алюминиевыми панелями, словно окутывающими всё здание. Цвет и дизайн несут свою историческую функцию, но теперь в станции появился вестибюль с естественным освещением, с красными вертикальными навесами, установленными на окнах с солнечной стороны. Пожарная станция работает от солнечных панелей на крыше и использует систему переработки дождевой воды.

Фото: Пожарная станция 27 на Дуглас Авеню в Далласе, проект Perkins and Will. Copyright: Thomas McConnell
Города по всему миру обновляются, стремясь соответствовать изменениям климата XXI века. В мире идёт возрождение биоклиматического дизайна с использованием техник и материалов, подчёркивающих культурное разнообразие, совмещающих искусственную среду с естественной, защищая наш общий дом и наших детей.
Фото обложки: Bioclimatic and Biophilic Boarding House / Andyrahman Architect. Фото: Mansyur Hasan