ТРАНСПОРТ

Алюминий в сердце Формулы-1

Болид F1 W06 Hybrid и его пилоты Льюис Хемильтон и Нико Росберг обеспечили команде Mercedes AMG Petronas лидерство в сезоне 2015 года
19 января, 2016
Но будь то Mercedes W06 или Ferrari SF15-T Себастьяна Феттеля – в основе всех «космических» болидов Формулы-1 лежит алюминий.
В октябре минувшего года на Circuit of the Americas в техасском Остине Хэмильтон выиграл свой третий чемпионат мира. Вместе с Росбергом они выиграли 12 из 15 гонок сезона. Остальные три выиграл Феттель на своем Ferrari.

При этом победителей от остальных участников гонки отделяют секунды, порой и доли секунд. Поэтому команды F1 вкладывают миллионы долларов и тысячи человеко-часов работы в то, чтобы сделать болид настолько быстрым и аэродинамически эффективным, насколько это возможно. При этом обеспечив максимальную безопасность пилота.
В прошлом шасси, основа или монокок (французский термин, обозначающий единую оболочку bkb несущую конструкцию) болида Формулы-1 выполнялся полностью из алюминия. В 1975 австриец Ники Ланда выиграл чемпионат мира на болиде Ferrari 312T, который имел стальную раму и алюминиевую обшивку.

А в 1980 технический директор команды McLaren Джон Бернард продемонстрировал первое шасси, выполненное из углеволокна.

Но вместо того, чтобы заменить им алюминий, команды F1 с тех пор сочетают эти материалы, чтобы получить легкое и одновременно прочное шасси.
Современный монокок F1 выполняется из композитного материала, сочетающего углеволокно и ячеистый слой из алюминия
Сегодня монокок болида Формулы-1 делают из композита, состоящего из двух слоев углеволокна и алюминиевых сот толщиной от 6 до 15 мм между ними. Ячеистая структура позволяет добиться малого веса шасси – всего около 50 кг.
Помимо алюминия и углеволокна, инженеры F1 используют и другие материалы, которые помогают машине и ее пилоту справляться с высокими нагрузками и потенциальной смертельной опасностью во время скоростных гонок.

Люка Марморини, бывший руководитель подразделения двигателей и электроники в команде Ferrari Formula One, рассказывает: "Мы использовали более 100 различных сплавов, в основном из алюминия, титана, меди, кобальта и вольфрама. Такие же технологии и стандарты применяются в аэрокосмической отрасли - при конструировании космических аппаратов".

Наше новое поколение болидов Hybrid только родилось и его потенциал еще далеко не раскрыт. Сейчас наша задача найти те ключевые области, которые позволят добиться увеличения производительности и эффективности машины. При этом не только улучшая то, что уже есть, основываясь на полученном опыте, но и открывая новые инновационные источники конкурентных преимуществ

Пэдди Лов (Paddy Lowe)
Исполнительный технический директор, Mercedes
Все машины Формулы-1 делаются из одних и тех же материалов и отвечают одинаковым требованиям безопасности, но только самые успешные находят в этих условиях способ быть сильнее конкурентов.

Анализирую успех Льюиса Хэмильтона в сезоне 2015, телеканал Sky News отметил, что болид Mercedes W06 сыграл в этом определяющую роль. Тем не менее, команда инженеров, которая стоит за плечами Хэмильтона и Росберга, подчеркивает, что несмотря на превосходство нового болида над соперниками, не собирается почивать на лаврах.